Форум сайта Игоря Чичканова.
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Оперативное мышление основа успеха в дзюдо и самбо.

Перейти вниз

Оперативное мышление  основа успеха в дзюдо и самбо. Empty Оперативное мышление основа успеха в дзюдо и самбо.

Сообщение  sokrat Чт Янв 12, 2012 4:56 am

Чтобы не говорили, но красота и великолепие дзюдо, это бросок на иппон. Хотя многие могут сказать, что в стойке одержать победу можно только броском, а в партере вариантов в три раза больше, удушающим, болевым, удержанием. И так, рассмотрим, чем зрелищней амплитудный бросок, от борьбы в партере. Если в партере, зритель и сами борцы видят последовательность и предсказуемость финала, так как борьба в партере не так скоротечна, как в стойке, и если один борец проводит удушающий или болевой, ни у кого не возникнет мысли, что вдруг неожиданно защищающий борец одержит победу, так, как минимум ему еще надо уйти из опасного положения и создать, что-то новое. В принципе тоже самое, происходит и в стойке, но слишком скоротечно и практический неуловимо для нашего зрения. Именно в скоротечности и неуловимости и есть вся интрига борьбы в стойке. Каждый дзюдоист на первое место ставит бросок и стремится к этому, и каждый бросок не повторим и не предсказуем. Проследим, как усваивают и совершенствуют свой бросок, а с ним и свою индивидуальную технику, наши дзюдоисты. Если понимание, амплитудного и с высокой скоростью выполненного броска понятно всем, то на вопрос, как достигнуть этого великолепия, у каждого свое мнение. Возьмем самые распространенные варианты; многочасовые имитации броска с партнером (учикоми), наращивание мощности броска в тройке с поддержкой, подвязывание напарника на резину, выполнение бросков с противником более тяжелого веса, имитация бросков с резиной, скоростные набрасывание нескольких партнеров, и т. д. Затрачивается много времени и сил, выхолащиваются суставы, рано или поздно на фоне усталости появляются травмы, а КПД близок к 0, в чем причина? Очень многие говорят о психологической составляющей при входе в прием и его завершении. Одни утверждают, что все должно быть на автомате, другие добавляют, что в этот момент спортсмен не подвластен своему сознанию, есть умники, которые утверждают, что мыслить во время поединка, смерти подобно, что все должно быть на автомате. Я понимаю, что автоматизм хорош в циклических видах, в гимнастике, в штанге, и в другом виде спорта, где спортсмену противостоит снаряд или беговая дорожка. Зададим вопрос, как быть в единоборстве, когда перед нами живой человек, который также хочет одержать победу, который передвигается сам, передвигается от малейшего толчка или рывка, которыми мы воздействуем на него? Как применить навык отработанный в тройке, когда мы вворачиваемся под противника, которого держат за пояс, и вырываем его, переставляя свои ноги под его площадь опоры? В реальном поединке, при любом рывке или тяге противник перемещается, его никто сзади за пояс не держит, и мы автоматом вворачиваемся, в то место где противника уже нет. Ситуация другая, противник зная о нашем автомате и предупрежденный рывком или тягой уходит с нашего курса движения, и проводит контрприем.
Я просматривал видеозапись схватки, одного нашего молодого гения, который имея в запасе три броска и оценку вазари, в очередной раз на автомате, влетает на бросок с колен, противник просто отшагивает ногой и скручивает нашего гения на иппон, в обратную сторону, если не ошибаюсь, это была схватка за выход в финал, на чемпионате Европы. Так же вспоминается, чемпионат Мира в Москве в 1983 году, когда наш дзюдоист, бесспорный лидер в своей весовой категории, на автомате улетает на иппон от заведомо слабого чеха. Да, автоматизм в спорте великое дело, но в любом единоборстве, не важно, фехтование, бокс, борьба, восточные единоборства, техника доведенная до автоматизма на подсознательном уровне, это большой козырь в руках грамотного противника. Еще в Советском Союзе у нас был прыгун в высоту из Воткинска, Рудольф Поварницын, мировой рекордсмен с результатом 240см, давая интервью, он сказал, - Я летел долго, и впервые всем телом чувствовал планку – от макушки и до пяток, и запах окружающего воздуха. Это его ощущения во время установления мирового рекорда, которые длились доли секунд. Это лирика, перейдем к фактам.
Сейчас век научного прогресса, мы можем просмотреть любую схватку в замедленном действии, и пронаблюдать, как дзюдоисты во время броска, понимая, что бросок не пошел, меняют направления броска, или переходят на другой бросок, совершенно в другую сторону, и мы четко видим, что это не комбинация, а изменение броска в сенсомоторном режиме. Только те спортсмены, которые имеют врожденные качества, оперативно мыслить во время стрессовой ситуации, которая возникает в мгновенные доли секунды, могут стать великими чемпионами. Мы знаем многих дзюдоистов, которые виртуозно выполняют, подсечки, подхваты, броски с колен, но они легко путаются в простейших ситуациях и проигрывают, в итоге так и не став стабильными спортсменами, из которых и вырастают чемпионы. Впоследствии, эти виртуозы быстрых и красивых бросков, приводят множество всяких причин, из-за которых они не состоялись, как успешные спортсмены, но причина в другом, в скорости оперативного мышления, так как оно является определяющим фактором в любом единоборстве. Вопрос, как развить оперативное мышление в нужном направлении. Рассмотрим пример, оперативного мышления, из других видов спорта. Например, стендовая стрельба, траншейный стенд, стрелок стоит на изготовке с оружием в руках, метательная машинка выбрасывает тарелки в случайном направлении, влево, в угон, и вправо от стрелка, расстояние пролетаемое мишенью с момента пуска до первой реакции на нее стрелка называется мертвой зоной, которая для каждого стрелка индивидуальна. Зрительно, зафиксировав мишень, стрелок мгновенно определяет направление её полета, вскидывает ружье и поражает мишень, это все взглядом неискушенного зрителя, на самом деле все очень сложно. Определенная стойка, вскидка, прицеливание, спуск курка, при этом задержка дыхания, если все это разложить по полочкам, выстраивается длинная цепь взаимосвязанных действий и постигается все это многолетним трудом. Почему я привел пример траншейного стенда, он перекликается с действиями дзюдоиста на татами, вылет мишени вправо, влево, в удалении, три движения из четырех, которые встречаются на татами. Также и в дзюдо существует мертвая зона, от начала движения противника и до момента восприятия нами его движения, скорость реагирования на определенную ситуацию, скорость выполнения вскидки и выстрела в стендовой стрельбе, и скорость входа в прием и проведения броска в дзюдо. Если мертвая зона в стендовой стрельбе слишком велика, то поражение мишени практически невозможно, не хватит времени на вскидку, прицеливание и спуск курка.
Можно конечно палить наугад и из ста выстрелов поразить одну мишень.
Сходная ситуация наблюдается в дзюдо, если мертвая зона слишком длинна по времени, то у спортсмена просто не хватит времени выполнить бросок из благоприятной ситуации. Если даже удастся, привести противника в ту ситуацию, которая нами давно наработана и мы можем сработать на опережение, даже в этом случае, это будет напоминать борьбу однорукого с двуруким и равной борьбы не получится. При всех прочих равных условиях, двурукий, всегда обыграет однорукого. Длительность мертвой зоны у каждого человека заложены в генах, и тренировке она не поддается, и чем длительней мертвая зона, тем медленнее оперативное мышление, так как оно напрямую связанно с сенсомоторикой. Тренировать оперативное мышление, при условии, что оно есть от природы, нельзя одиночными движениями, без партнера, лично я пришел к положительному результату случайно. После двух лет занятия дзюдо, по просьбе моего тренера, во время его отсутствия, стал тренировать группу новичков, я был старше их на 2-3 года, и чтобы показать, что я в отличии от них, что-то уже умею, я им предлагал бороться в партере один против 2-3, затем со всей группой, придумал свои правила, кому сделаю болевой или удушающий тот выбывает, моя результативность в партере резко пошла вверх, из 10 выигранных схваток, 9 я выигрывал в партере. Впоследствии, набрав свои группы малышей, я стал практиковать борьбу со всей группой уже в стойке, правила те же, упал, выбываешь. Если в партере борясь с несколькими новичками, главной задачей было вплотную напасть на одного и не спеша довести дело до болевого или удушающего, то в стойке было все наоборот, любая задержка в захвате заканчивалась сваливанием в партер, приходилось постоянно передвигаться, искать более вероятную жертву для броска, броски проходили только фронтальные без подворотов, скручивания руками, подсечки, подножки, зацепы, любое замешательство заканчивалось сваливанием в партер, в то же время, нужна была осторожность в движениях, чтобы не травмировать детей. Результаты росли стремительно, в обычных схватках один на один, я практический перестал падать, руками на уровне мышечной чувствительности начал чувствовал моменты для атаки, но не хватало исполнительского мастерства и техники. Проанализировав весь этот опыт, я выбрал четыре самых простых приема, посадку назад, боковую подножку в сторону, спину с колен вперед, скручивание вперед на себя, и буквально через полгода вышел на мастерский уровень. Если посадки, подножки, скручивания, я прочувствовал при борьбе с малышами в стойке, то механизм бросок через спину я прочувствовал и усвоил при борьбе в партере с новичками, когда они нападали на меня со спины.
Случайно я нашел и второй способ тренировки оперативного мышления.
Когда в возрасте 38 лет, я снова возобновил свои тренировки, это был 1995 год, партнеров для отработки, а тем более для борьбы не было вообще. В зале в то время занимались дети и 2-3 пары подростков 16-19 лет, которым было не интересно со мной работать. Партер мне уже был не нужен, а что бы поработать в стойке или побороться, я шел на хитрости, я предлагал детям и подросткам побороться, при условии, что я не буду их бросать и даже контрить, не буду применять силу, и уходить от приемов буду только передвижениями по татами. Желание побросать меня, появилось у всех, кто занимался в этом зале, тем более, при реальных атаках я иногда сам падал, чтобы подогреть их интерес. Результат не заставили себя ждать, я быстро набрал форму, начал выигрывать соревнования по ветеранам и мастерам. Но самое интересное, качественный скачок сделали дети и подростки, которые со мной постоянно боролись, они начали выигрывать свои соревнования, стали лучшими в регионе, некоторые из них стали призерами первенства России, а один, выиграл Кубок Мира по самбо и стал абсолютным чемпионом России по дзюдо. Интересная деталь, что в основном на тренировках все боролись, очень мало отрабатывали, в каждую пятницу устраивали общегородской день борьбы, в субботу и в воскресенье не тренировались, в среду была сауна, практический тренировались четыре раза в неделю. Я не предлагаю, повторять мои опыты, просто привожу факты, и даю информацию для размышления, я специально не заострял внимания на физических качествах, как выносливость, взрывная сила, которые у меня значительно увеличились после групповых спаррингов в партере и стойке.
Се ля ви, как говорят французы, чемпионами становятся не те, кто родились талантливыми и умеют красиво говорит, а те, кто имеют врожденные способности оперативно мыслить, и выигрывают финалы.

sokrat

Сообщения : 11
Дата регистрации : 2010-11-14

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения